Важное
место в комплексе воспитательных задач обучения занимает проблема формирования
познавательного интереса. Познавательный интерес-это одно из личностных качеств
школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности.
Интерес может быть избирательным по отношению к тому или иному учебному предмету. Но центральную роль в учебной деятельности играет учебно-познавательный
интерес, который в отличие от других возможных мотивов только и может
обеспечить протекание полноценной учебной деятельности. Игры оказывают большое
влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание,
творческое воображение.
Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры(даже самые
простые) имеют много общих элементов с работой учёного. В игре привлекает поставленная
задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем и радость открытия и ощущение
преодоления препятствия.
Типология учебных игр представляет игры: проблемные, соревновательные,
имитационные, ролевые. Ценность
дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной
мере самостоятельно приобретают новые знания,
активно помогают друг другу в этом. При наличии интереса дети занимаются с
большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Итак, игра – явление многогранное, её можно
рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.
Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра
является эффективным средством формирования личности школьника, его
морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность
воздействия на мир. Известный педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что « игра
– это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности».
В современной школе использование дидактических
игр на уроке стало ещё более доступным и простым, благодаря интерактивному
оборудованию. Поэтому при создании игр можно дать возможность разгуляться
фантазии. Перечислю ряд игр, представленных в презентации.
На этапе закрепления умения различать гласные и
согласные звуки можно применить игру «Рассели
буквы в домики». Учитель предлагает детям назвать звук, который обозначает
представленная буква и, наведя на неё курсор щелкнуть. Буква переместится в
домик, а ребёнок получит возможность проверить правильность своих суждений.
Игра «Рыбалка» так же способствует
закреплению умения различать гласные и согласные. В ходе игры учитель
предлагает помочь мальчику выловить из пруда все гласные буквы. При этом, если
ребёнок ошибается и нажимает на согласную, буква остаётся в пруду, а при верном
суждении – буква перемещается на мостик. Игра «Сбор урожая» нацелена на решение тех же педагогических задач: различие
гласных и согласных. Учитель предлагает детям собрать в корзинку только те
яблоки, на которых написана гласная буква, и предупреждает, что ошибаться
нельзя, иначе яблоко упадёт на землю. В игре «Переправа» дети помогают согласным перепрыгнуть на противоположный
берег. При неверном суждении гласная переворачивается и остаётся на прежнем
месте. Игра «Три склонения» помогает
закрепить умение различать типы склонений. Прочитав слово, ребёнок принимает
определённое решение. Наведя курсор на нужное склонение (напротив слова),
щёлкает по нему. При верном ответе надпись увеличивается, при неверном –
исчезает. Такая игра, как «Орфографический
футбол» позволяет закрепить навыки правописания, развивает орфографическую
зоркость. Выбрав мяч с нужной буквой, ребёнок наводит на него курсор и щёлкает.
При верном ответе – мяч перемещается в ворота, при неверном – буква на мяче
исчезает. Игра «Устный счёт» позволяет
закрепить навыки тех или иных вычислений. В представленном варианте дети
помогают Крошу найти тучку с правильным ответом. Щёлкнув по тучке, при верном
ответе, она увеличится в размере, ребёнок услышит колокольный звон, при
неверном ответе, тучка исчезнет.
Игры, составленные в виде презентации, не требуют
затрат времени на размещение наглядности на классной доске. Для этого необходимо
лишь наличие интерактивной доски и большого желания разнообразить учебную
деятельность своих детей. Эти игры могут быть использованы учениками и в
домашних условиях, что бесспорно повлияет на качество знаний.
|